Архив интернет-портала Минсельхоза России
Актуальная версия сайта находится по адресу https://mcx.gov.ru/

www.mcx.ru / Главная / Пресс-служба / Публикации
расширенный поиск
Архив интернет-портала Минсельхоза России. Актуальная версия сайта находится по адресу https://mcx.gov.ru/
версия для печати


Качество и надежность отечественной техники - основа ее конкурентоспособности  |  ИА «Светич»

Современный этап международных отношений указывает на острую необходимость скорейшего восстановления производственного потенциала страны, в первую очередь на основе технологической модернизации производства во всех сферах деятельности: машиностроении, транспорте, сельском хозяйстве, жилищном и дорожном строительстве и т.д.

Технологическая модернизация всех видов производств предусматривает, прежде всего, их обеспечение качественно новыми надежными и эффективными техническими средствами отечественного производства на уровне лучших мировых аналогов.

Импортная техника, машины и оборудование широко применяются во многих отраслях народного хозяйства. Российские потребители оценили надежность и качество импортной техники, поэтому ее поставки в последние годы имели устойчивую динамику роста. В то же время производство отечественной техники многократно снизилось и длительное время находится на уровне 10-20% от имеющихся производственных мощностей заводов-изготовителей. В результате импорта техники машиностроение теряет более половины спроса, что негативно отражается на цене и качестве машин и оборудования, основных показателях конкурентоспособности. И вместо того, чтобы повышать надежность и эффективность продукции машиностроения и конкурировать не только на внутреннем, но и на мировом рынке, производители техники вынуждают отечественных потребителей закупать ее за рубежом. Это приводит не только к экономическим издержкам, но и к снижению престижа страны на международной арене.

Результаты анализа развития техники и машиноиспользования в нашей стране и за рубежом указывают на наличие двух принципиально различных путей, соответствующих рыночному и командно-административному путям развития экономики.

При рыночном пути развития ответственность за качество и надежность выпускаемых машин изначально лежала на производителе. Для увеличения спроса и объемов реализации, повышения уровня работоспособности машин производители создали свою дилерскую систему, которая наряду с этими функциями собирала информацию о надежности выпускаемых машин и предлагала способы ее повышения. В результате длительного эволюционного развития фирменной системы технического сервиса, нацеленной на постоянное повышение конкурентоспособности выпускаемых машин и оборудования, фирмы-производители смогли достичь высочайшего уровня их надежности.

Командно-административный путь развития складывался в условиях постоянной экономической и политической блокады государства, технической отсталости от капиталистически развитых стран Запада, отсутствия подготовленных кадров специалистов и времени на создание мощного индустриально-экономического потенциала. Поэтому в целях наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов было принято административное решение о создании и развитии системы машиноиспользования на межотраслевой основе – путем создания машинно-тракторных станций, а в последующем и предприятий технического сервиса.

Основные функции при этом распределялись следующим образом:

– задачами машиностроения были создание и поставка машин и оборудования отраслям и предприятиям-потребителям;

– потребители использовали машины и оборудование по назначению для механизированных процессов и работ и выполняли основной объем работ по техническому обслуживанию и ремонту для обеспечения работоспособности машинного парка;

– ремонтно-обслуживающие предприятия осуществляли наиболее сложные работы по обеспечению работоспособности и восстановлению ресурса машин и оборудования потребителей техники.

Жесткий контроль технического уровня, качества и показателей надежности отечественных новых и отремонтированных машин и оборудования осуществляли специализированные лаборатории государственного надзора, но достичь требуемого качества продукции машиностроения, близкого к мировому уровню, так и не удалось. Исследования показывают, что основными причинами этого стали незаинтересованность заводов-изготовителей и предприятий технического сервиса в обеспечении требуемого уровня качества, надежности и работоспособности машин и оборудования потребителей. В результате при переходе экономики к свободным рыночным отношениям они потеряли значительную часть спроса на предлагаемые потребителям продукцию, работы и услуги, что привело в этих сферах экономики к затяжной стагнации производств и постоянному увеличению импорта техники в течение последних двух десятилетий.

Ежегодно практически во все сферы экономики государство направляет финансовые средства на поддержку развития производства, и в первую очередь предприятий машиностроения, без предъявления каких-либо требований по качеству, надежности и эффективности выпускаемой отечественной техники. Низкий уровень качества, надежности и эффективности машин и оборудования в значительной мере снижает эффективность использования всех видов производственных ресурсов государства как в сфере производства техники, так и в сферах использования и технического сервиса, тем самым повышая ресурсоемкость и себестоимость производства продукции, работ и услуг. Это снижает эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятий, использующих некачественную технику для производства товаров народного потребления. В свою очередь, низкий уровень рентабельности значительной массы предприятий-потребителей машин и оборудования становится основной причиной снижения их спроса на технику и услуги технического сервиса. Таким образом, основой предлагаемой концепции должно стать обеспечение повышения качества, надежности и эффективности отечественных машин и оборудования.

Увеличение дотирования сфер машиностроительного производства даже при формировании требований по повышению качества, надежности и эффективности отечественных машин и оборудования без разработки и внедрения в стране системы их фирменного технического сервиса не только тормозит проведение технологической модернизации производства и экономики, но и исключает остро необходимое повышение технического уровня машин и оборудования и применение ресурсосберегающих технологий производства, повышение качества, надежности и эффективности машин и оборудования отечественного производства.

Как и в предыдущие периоды развития нашей страны, в настоящее время нет спокойного периода для эволюционного развития техники и технологий. Жизнь полна вызовов и рисков и требует ускоренного решения проблемы воссоздания мощного экономического потенциала государства на основе технологической модернизации всех производственных сфер народного хозяйства.

Результаты исследований по разработке теоретических основ, методическому обеспечению проектирования систем технического сервиса, моделированию процессов в сферах производства машин, их использования и технического сервиса, технико-экономическая оценка эффективности внедрения фирменного метода как для предприятий и отраслей всех взаимосвязанных сфер экономики, так и для государства в целом помогут существенно (в 2,5–3,5 раза, до 200–250 млрд руб.) уменьшить издержки на содержание машин и оборудования во всех сферах экономики при несоизмеримо меньших затратах на внедрение разработанного организационно-экономического механизма и системы фирменного технического сервиса.

Как было отмечено ранее, в целях повышения конкурентоспособности выпускаемых промышленностью машин и оборудования реализация задач перехода на фирменный метод технического сервиса должна полностью осуществляться предприятиями машиностроения. Однако, как показывают результаты анализа состояния данной проблемы, они практически не готовы и не имеют никаких возможностей для внедрения фирменного метода технического сервиса.

В первую очередь требуется активизация усилий по сбору и анализу уже выполненных исследований в данном направлении для формирования теоретических основ построения системы фирменного технического сервиса машин и оборудования отечественного производства в условиях рыночных отношений и конкуренции. Это позволит разработать научно обоснованные принципы концепции создания и развития фирменного технического сервиса, установить требуемые потенциал, ресурсное обеспечение и этапы реализации проекта. Это также позволит подготовить программу реализации проекта и требуемое научно-методическое обеспечение реализации поставленных задач по оптимизации и обоснованию организационно-технологических и производственно-экономических параметров систем и подсистем фирменного технического сервиса.

Полученные теоретические и методические основы, разработанная концепция и передовой опыт в сфере организации технического сервиса в России и за рубежом станут фундаментальной основой для подготовки кадров. Подготовка кадров специалистов, бакалавров и магистров, а также кадров высшей квалификации по технологии, организации и экономике фирменного технического сервиса машин и оборудования – одно из основных направлений реализации данного проекта, и ее необходимо начать незамедлительно. При этом проект должен охватывать все процессы воспроизводства технического потенциала государства от проектирования и производства машин и оборудования, реновации техники как полной, так и частичной, до списания отработавших свой срок службы машин и утилизации не подлежащих восстановлению машин, агрегатов и узлов.

При этом целесообразно использовать накопленный опыт организации технического сервиса, ремонтно-обслуживающую базу и оставшиеся кадры специалистов-ремонтников, а также последние разработки предприятий и подразделений существующей системы технического сервиса. Это потребует глубокого научного анализа накопленных знаний и их правильного преломления в соответствии с современными реалиями и требованиями по качеству, надежности и эффективности отечественных машин и оборудования и их технического сервиса.

Накопленные знания и опыт, имеющиеся разработки, составляющие ноу-хау по данному направлению, позволяют при заинтересованности государства и машиностроительных компаний реализовать данный проект за период времени существенно меньший, чем вековой, как на Западе.

Практическая реализация проекта по разработке и внедрению фирменного технического сервиса возможна только при заинтересованности государства и машиностроительных компаний в повышении конкурентоспособности продукции, увеличении объемов производства как для внутреннего, так и для внешнего рынка, снижении издержек и стоимости продукции, товаров и услуг.

В роли общегосударственного научного центра по решению данной проблемы может выступить МГТУ им. Н.Э. Баумана, который имеет необходимую учебно-научную базу и поставляет машиностроительному производству страны высококвалифицированные инженерные кадры, разрабатывает и реализует современные технологии машиностроения и производительное оборудование для качественной высокоточной обработки материалов при изготовлении деталей машин. Повышение качества продукции машиностроения – цель настоящего проекта и одно из основных условий, обеспечивающих возможность разработки и внедрения фирменного метода технического сервиса машин и оборудования отечественного производства.

Создание государственного учебно-научного центра возможно на факультете машиностроительных технологий с одновременным освоением новых направлений подготовки бакалавров, магистров и кадров высшей квалификации, организацией глубоких теоретических исследований и научных разработок по технико-технологическим и организационно-экономическим вопросам данной проблемы.

Для практической реализации проекта и внедрения результатов научных исследований по созданию системы фирменного технического сервиса должна быть установлена прямая связь с предприятиями машиностроения, заинтересованными в повышении конкурентоспособности продукции. На этих предприятиях может быть внедрена не только перспективная организация технического сервиса выпускаемых ими машин и оборудования, но и практическая подготовка студентов и специалистов по фирменному техническому сервису. Здесь же на базе учебно-научного центра и предприятий машиностроения целесообразно организовать переподготовку и повышение квалификации специалистов, проведение стажировок и другие формы обучения.

К сожалению, специалистов высшей квалификации, способных и готовых к реализации настоящего проекта, немного. Поэтому уже на начальном этапе его реализации необходимо организовать работу по их привлечению из различных отраслей народного хозяйства, провести их специальную переподготовку с постановкой и конкретизацией требующих решения задач по созданию системы фирменного технического сервиса отечественной машиностроительной продукции.

Дата публикации: 16.01.2016 06:11:00
Дата последнего изменения: 16.01.2016 04:31:48

Источник: ИА «Светич»


  
План деятельности Минсельхоза России на 2016 - 2021 годы Государственная программа на 2013-2020 годы Госпрограмма развития рыбохозяйственного комплекса
 
Президент России Федеральное собрание Российской Федерации Правительство Российской Федерации Верховный суд Российской Федерации
Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров Информация о государственных (муниципальных) учреждениях Росагропромсоюз Объединенная зерновая компания
Профсоюз работников АПК России Совет ветеранов Минсельхоза России Агро-ТВ Росагролизинг
Россия, 107139
Москва, Орликов переулок, 1/11
Справочная служба
тел. +7 (495) 607-80-00
факс. +7 (495) 607-83-62
email: info@mcx.ru
Интернет-портал Министерства Сельского хозяйства Российской федерации
Все права защищены

Схема проезда
©2002-2017