Архив интернет-портала Минсельхоза России
Актуальная версия сайта находится по адресу https://mcx.gov.ru/

www.mcx.ru / Главная / Министр / Выступления
расширенный поиск
Архив интернет-портала Минсельхоза России. Актуальная версия сайта находится по адресу https://mcx.gov.ru/
версия для печати


Доклад Александра Ткачёва на заседании Правительственной комиссии по импортозамещению

А.Ткачёв: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги! На самом деле введение эмбарго на продовольствие открыло не только окно возможностей, но и изменило структуру импорта и на треть уменьшило поставки из-за рубежа продовольствия. Конечно, этим нужно воспользоваться, мы неоднократно об этом говорили на разных площадках. Уникальный шанс. Национальные проекты, которые мы начинали под Вашим руководством, Дмитрий Анатольевич, 10 лет назад… Было много шума, крика, разговоров: нужно – не нужно, выброшенные деньги или нет, – тем не менее это дало колоссальный эффект. Мы получили дополнительно по птице 4 млн (даже больше) тонн мяса, а до этого процентов 60 завозили по импорту. Плюс дали 3 млн свинины – процентов 45 по импорту были поставки свинины. И конечно, за эти десятилетия, да и за советский период, нас по большому счёту вытеснили со своего рынка, и вот национальные проекты как раз доказали нашу состоятельность, что мы можем у себя в России производить подобные виды продукции и должны. Конечно, когда мы сегодня уже почувствовали силы, почувствовали возможности с учётом конъюнктуры рынка, которая сложилась за последние годы… Позиции, которые сегодня до сих пор слабы, а это прежде всего молоко, производство молока… Мы производим 30 млн тонн в год. Это достаточно прилично, мы закрываем около 70% потребности россиян. Но надо говорить прямо, что 8–9 млн тонн мы завозим по импорту. Это не только белорусская продукция, это и швейцарские сыры, и другая продукция, и мы прекрасно понимаем, что это рабочие места, это производственная база, которая создаётся в других странах, это налоги.

Молоко – это очень ценный, важный продукт в жизни любого человека и страны. Страны ЕС, Америка решили эту проблему ещё 20–30 лет назад, и конечно, мы обязаны, мы должны навалиться всем миром, чтобы решить молочную проблему. Для этого Правительством установлены существенные преференции. 20% CAPEX – это возмещение затрат, мы должны об этом знать и говорить. Впервые в общем-то, такова идеология развития производства молока. Это, конечно, позволит не только уменьшить стоимость самого проекта, его издержки, но и привлечь инвесторов. Это помимо субсидирования кредитов, которые тоже будут на производстве молока.

Должен сказать, что у нас есть сегодня интерес со стороны инвесторов, он повышается. Я не скажу, что стоит очередь, тем не менее бизнес внимательно изучает молочные проекты. Расчёты показывают: если мы хотим за пять лет решить эту проблему, получить 8 млн т молока дополнительно, нам нужно ни много ни мало получить 1 млн голов фуражных коров – это большое стадо. Понятно, что двигаться нужно интенсивно, очень быстро, на это потребуются серьёзные средства – по нашим оценкам, порядка 20 млрд рублей. Если в год на обновление молочного поголовья, модернизацию существующих ферм, строительство новых комплексов… К сожалению, производство молока имеет одну проблему – тенденцию к снижению. У нас практически половина молочного производства по стране – это личные подсобные хозяйства. Молодые люди уже не хотят заниматься этим семейным бизнесом – производством молока. И мы видим отток. Если в молочных комплексах мы прибавляем порядка 5% в год, то отток по молоку в личных подсобных хозяйствах каждый год – 3–4%, и какие бы мы усилия ни предпринимали сегодня, мы стоим на месте: прирост по молоку – 0%. Поэтому здесь должен быть инвестиционный бум. И конечно, все инструменты, которые сегодня предлагает Правительство… Я думаю, что по возмещению капитальных затрат эта цифра должна быть 35%, как это делали белорусы, как это делал Евросоюз в своё время, 20–30 лет назад. Тогда, конечно, инвесторы и бизнес придут и начнут активно вкладывать свои средства, заёмные средства, тогда мы действительно сможем решить в течение пяти лет эту достаточно серьёзную проблему.

Второй дефицит, который мы имеем сегодня – это фрукты, плоды, которых нам исторически никогда не хватало: закупаем по импорту порядка 3 млн т, а это серьёзные средства, которые уходят из страны. Тем не менее совершенно очевидный факт, и мы видим, что эта отрасль, в том числе в последнее время, привлекает внимание бизнесменов. Если использовать грамотно те инструменты, которые сегодня работают, и, более того, если мы увеличим субсидирование от 3 до 5 млрд ежегодно этого сектора экономики, мы, я вас уверяю, получим дополнительно в течение пяти лет 65 тыс. фруктовых насаждений.

Безусловно, это территории Крыма, Краснодарского края, Ростов, центральная часть нашей страны. Это абсолютно очевидные, возможные вещи, и, уверен, эта задача по плечу. То есть Россия будет со своими фруктами, витаминами – это будет предмет гордости. Хочу всем напомнить, что польское яблоко, которое уже набило оскомину, – 20 лет назад не было польского яблока. Потому что это целая индустрия, это строительство складов, переработка, насаждения, закладка садов. Это была программа государственная, и сегодня Польша почти 2/3 этого продукта поставляет на другие рынки и борется за экспорт, по большому счёту захватила и Россию.

Поэтому это возможно. У нас есть климатические зоны, много регионов, где эта задача по плечу.

Следующее – это овощи, которых мы очень много получаем сегодня из Турции, из других стран…

Но если мы дополнительно в эту программу будем инвестировать из государственного бюджета порядка 2–3 млрд, мы сможем в течение пяти лет создать производственные теплицы, комплексы на площади порядка 1,5 тыс. га, а значит, дефицит 1,3 млн т, который мы завозим по импорту, – мы сможем закрыть. И это абсолютно возможно, это реалистично.

И последняя позиция – мясо говядины. Развивая молочную индустрию, мы параллельно будем получать с вами и мясо говядины, которого в том числе мы очень много завозим по импорту. Здесь тоже абсолютно реалистичная задача. По всей стране, по всем климатическим зонам практически мы можем заниматься скотоводством разного типа, разного профиля, и в ближайшее время закрыть этот дефицит.

Для чего я это говорю? Потому что это те ниши, те возможности, уважаемые губернаторы, коллеги, где мы должны в ближайшее время приложить свои усилия. Этот рынок открыт для всех участников. Даже если мы не будем иметь таких средств, о которых я говорил и говорю, с учётом кризиса, с учётом наших возможностей (безусловно, мы должны отталкиваться от наших реалий), тем не менее эти направления прорывные и, безусловно, успешные. Я уверен, что этот рынок существует, есть дефицит, и мы активно должны развивать эти отрасли и наполнять отечественные прилавки нашими продуктами. Уверен, они будут востребованы.

Хочу сказать, что конъюнктура цен в последнее время складывается благоприятно. Практически по всем направлениям сегодня есть прибыль, есть интерес производить те или иные виды товаров и услуг. Поэтому, конечно, бизнес просчитывает, и инвесторы, безусловно, всё просчитав, достаточно смело принимают эти и другие решения.

Что касается фальсификатов и качества продукции. Здесь тоже, вы знаете, решения по сжиганию продуктов на границе, по борьбе с контрабандой достаточно существенны. Мы видим, что кратно идёт снижение. Безусловно, те бизнес-структуры, которые занимались производством левого продукта, несут финансовые потери и ушли с этого рынка. Тем самым мы его очистили для наших российских производителей. В этом, собственно, была цель. Более того, мы дальше будем двигаться, с Роспотребнадзором у нас есть чёткое понимание, что и внутри рынка, и в рознице, и в логистических центрах, в оптовом звене мы должны продолжать зачищать и освобождать рынок от этого мусора, от подделок, чтобы дать дорогу нормальным производителям. Это касается в том числе и пальмового масла, и других компонентов, которые активно используются. Мы должны прекрасно понимать: уходит любая бурёнка с рынка в силу разных причин – и на это место ставится, образно выражаясь, бутылка пальмового масла. Идёт замещение, конечно, и, если мы не будем стимулировать производство молока и других продуктов, этот рынок будет процветать, к сожалению.

Страховые вопросы. Страховка нашего урожая, наших производств, бизнеса – здесь тоже есть достаточно серьёзные проблемы. Мы их видим. Почему у нас бизнес очень вяло, медленно заходит в этот страховой сектор? Потому что нет доверия, нет решений, которые бы устраивали всех. Поэтому только 17% бизнес-структур, которые задействованы в сельском хозяйстве, застрахованы. Мы намерены менять подходы и внести поправки в закон для того, чтобы этот механизм был для нас и доступным, и приемлемым, и прозрачным, и мы могли доверять страховым компаниям. И здесь, конечно, главное – это производитель, это бизнес. Если мы создадим условия, преференции, значит, здесь будет всё в порядке.

Вот, собственно, Дмитрий Анатольевич, что я бы хотел сказать, и призвать своих коллег активно заниматься производством продуктов питания на территории нашей страны.

Д.Медведев: Уже ярко призвали. Я думаю, несколько хороших цитат вы обеспечили. Во-первых, страсти-мордасти – польское яблоко, ты представляешь себе, захватило наш рынок! Во-вторых, уход одной бурёнки, или превращение одной бурёнки в бутылку пальмового масла.

А.Ткачёв: Это правда.

Д.Медведев: Нормально, годится. Но, если говорить серьёзно, нужно быть аккуратными в комментариях. Я имею в виду не вас в данном случае, а вообще всех. Я посмотрел, наши коллеги сказали, что у нас, на нашем продовольственном рынке, то ли 70, то ли 80% сыров – это фальсификаты. Я думаю, что это не так.

А.Ткачёв: Я по этому поводу высказался...

Д.Медведев: И как только такие фразы произносятся – я просто смотрю по социальным сетям, по каким-то другим источникам, – народ начинает волноваться, говорить о том, где же это самое импортозамещение, если 80% сыра фальсифицировано. Нужно, чтобы все должностные лица, говоря такие вещи, либо сопровождали это комментариями (а из таких заключений нужно делать очень серьёзные выводы), либо не делали этого, если они не уверены в этих словах. Я просто просил бы всех на это обратить внимание.

Александр Николаевич, вам спасибо. Теперь переходим к обсуждению тех предложений и тех вариантов импортозамещения, о которых доложили два министра. Давайте послушаем региональные заготовки, что называется, коллеги, наверное, скажут, что у них получается, что не получается, и что можно было бы сделать.

Дата публикации: 03.10.2015 17:42:00
Дата последнего изменения: 03.10.2015 17:42:00



  
План деятельности Минсельхоза России на 2016 - 2021 годы Государственная программа на 2013-2020 годы Госпрограмма развития рыбохозяйственного комплекса
 
Президент России Федеральное собрание Российской Федерации Правительство Российской Федерации Верховный суд Российской Федерации
Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров Информация о государственных (муниципальных) учреждениях Росагропромсоюз Объединенная зерновая компания
Профсоюз работников АПК России Совет ветеранов Минсельхоза России Агро-ТВ Росагролизинг
Россия, 107139
Москва, Орликов переулок, 1/11
Справочная служба
тел. +7 (495) 607-80-00
факс. +7 (495) 607-83-62
email: info@mcx.ru
Интернет-портал Министерства Сельского хозяйства Российской федерации
Все права защищены

Схема проезда
©2002-2017