www.mcx.ru / Главная / Пресс-служба / Публикации 18.08.2019
расширенный поиск
версия для печати


«Будем добиваться дополнительных средств из бюджета»  |  «Животноводство России»

Каждое лето Правительство РФ проводит корректировку годового бюджета по результатам отчетов и требований министерств. О ситуации в отрасли мы побеседовали с директором Департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза России Владимиром ЛАБИНОВЫМ.

— Владимир Витальевич, расска­ жите, пожалуйста, о реализации Госу­дарственной программы развития сель­ского хозяйства на 2013–2020 гг.

— При оценке результатов ее выпол­нения мы ориентируемся на так назы­ваемые целевые индикаторы: произ­водство скота и птицы, молока, прирост мощностей по убою животных, выпуск сыров и сырных продуктов, масла сли­вочного, удельный вес отечественного продовольствия в общем объеме ресур­сов с учетом структуры переходящих запасов. Учитываем также численность северных оленей, мясных табунных лошадей, маточное поголовье овец и коз, количество задействованных в исследованиях животных, восприим­чивых к африканской чуме свиней, частоту выявления возбудителя этого заболевания на территории РФ.

В минувшем году мы произвели 12,2 млн т скота и птицы на убой в живой массе. При этом темпы роста объемов мяса (10%), получаемого в сельхозорга­низациях, превышают скорость сокра­щения его выработки в личных под­собных хозяйствах (5%). Абсолютный прирост составил 581,1 тыс. т, или 5%, целевой показатель перевыполнен на 4,3%. Наибольший вклад внесли Белгородская (156,9 тыс. т), Курская (85,2 тыс. т) области, Ставропольский край и Пензенская область (от 40 до 50 тыс. т) и др. Обязательства в рамках государственной программы выполни­ли 37 регионов. Увеличили производст­во, но не достигли целевых показателей 14 субъектов Федерации, снизили 29. Так, в Ростовской области выработ­ка мяса уменьшилась на 54 тыс. т, что связано с банкротством компа­нии «Оптифуд», в Саратовской — на 22,6 тыс. т.

Производство птицы на убой соста­вило 5,1 млн т, свиней — 3,6 млн т (+10,3%), крупного рогатого скота —
2,9 млн т (–0,6%). В структуре выра­ботки говядины за последние шесть лет удельный вес продукции мясного скота увеличился с 2 до 12%. Можно говорить о том, что отрасль специализированно­го мясного скотоводства практически состоялась, поскольку темпы прироста поголовья и производства здесь вполне обнадеживающие.

За шесть последних лет модернизи­ровано и введено в строй 279 объектов в птицеводстве, 407 — в свиноводст­ве и 424 — в мясном скотоводстве. Производство в отраслях увеличи­лось соответственно на 769,7; 496 и 18,4 тыс. т.

— А как обстоят дела в молочном ско­товодстве?

— Мы пока не выполняем целе­вой показатель по выработке молока. В 2013 г. она сократилась более чем на 1 млн т, или на 3,7%, и составила 30,7 млн т, что ниже запланирован­ного на 5,7%. Темпы падения произ­водства на предприятиях и на подво­рьях примерно одинаковые. Неплохой прирост дают крестьянские (фермер­ские) хозяйства. Так что не стоит слиш­ком критично оценивать перспективы развития этого сегмента рынка. Хотя, с точки зрения Минсельхоза России, будущее отрасли — за строительством крупных современных молочных ферм.

Объемы товарного молока, поступа­ющего на переработку, не уменьшают­ся. В некоторых регионах количество сырья, принимаемого молокозаводами, превышает показатели его выработки в хозяйствах. Это связано с методи­кой ведения статистических данных в нашей стране.

Есть мнение о необходимости при­ведения целевых индикаторов произ­водства молока к реальным объемам его выработки. Вопрос этот весьма спор­ный. На мой взгляд, высокие, возмож­но даже недостижимые, целевые пока­затели дают основания для усиления мер господдержки.

В 2013 г. запланированные объемы молока получили 15 регионов. В их числе — Челябинская область (при­рост — 38 тыс. т), Республика Дагестан и Ростовская область (24–29 тыс. т) и др. Производство повысилось, но не достигло намеченного в госпрограм­ме уровня в 14 субъектах Федерации (Ставропольский край, Кабардино­-Балкарская Республика, Иркутская область и др.), снизилось — в 51 (Респу­блика Татарстан, Саратовская, Омская области и др.). Причины разные, в част­ности засуха в Сибири в 2013 г. В минувшем году в молочном ско­товодстве в отличие от других сфер животноводства отмечен прирост коли­чества запущенных в эксплуатацию объектов. Их количество составило 253 (в 2012 г. — 188). Это свидетельствует о сохранении инвестиционной привле­кательности отрасли. В условиях сло­жившейся рыночной конъюнктуры есть основания полагать, что тенденция сохранится и в дальнейшем.

— Расскажите, пожалуйста, о ситуа­ции в остальных отраслях.

— В овцеводстве и козоводстве целе­вой показатель выполняется. В 2013 г. маточное поголовье овец и коз достиг­ло 10 млн. Темпы прироста — 14,7% по отношению к уровню 2012 г. Динамика развития северного оленеводства и табунного коневодства стабильна. Здесь нет значительного увеличения или сокращения численности животных. Целевой показатель по наращива­нию поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород в 2013 г. превышен на 1,2%. Наибольший прирост обеспечен на европейской территории страны. Там реализуют весьма амбициозные проекты, пре­жде всего в Ленинградской, Брянской, Воронежской и Липецкой областях. Что касается ресурсного обеспечения отрас­ли, объем выделенных в 2013 г. средств оказался больше лимита по финанси­рованию 2012 г. на 70%. Планы по наращиванию поголо­вья выполнили 45 регионов, увеличи­ли численность скота, но не достигли запланированного уровня — 14, столь­ко же — сократили. Этой весной в Брянской области прошло совещание на тему развития мяс­ного скотоводства на европейской тер­ритории страны. По итогам составлен протокол, где предложено министерст­ву и отраслевым союзам лоббировать решение целого ряда вопросов. Их пере­чень представлен на сайте Минсельхоза России.

— Продолжается ли поддержка эко­номически значимых региональных про­грамм по мясному скотоводству?

— Безусловно. За период 2009–2012 гг. было профинансировано 49 таких программ с объемом привлеченных ресурсов 75 млрд руб. Из федерального бюджета поступи­ло 8 млрд руб., из региональных — 6 млрд, из внебюджетных источни­ков — 60 млрд руб. В 2013 г. отобрано 29 региональных программ по мясному скотоводству с общим объемом финан­сирования почти 25 млрд руб. (феде­ральный лимит — 2 млрд руб., регио­нальный — 1,6 млрд, внебюджетные источники — 21 млрд руб.). В нынеш­нем году комиссия Минсельхоза России отобрала еще 28 региональных про­грамм. Из федерального бюджета лимит на эти цели составляет 1,9 млрд руб., региональных — 1,6 млрд, а объем внебюджетных источников — более 24 млрд руб. То есть инвестиционная активность в мясном скотоводстве не просто сохраняется, а возрастает. В этом году ожидается увеличение объема при­влекаемых в отрасль ресурсов на 15% по сравнению с показателем 2013 г.

К слову, в отличие от других видов животноводства намечено финан­сирование мясного скотоводства по
трем направлениям: развитие племен­ной базы (3,5 млрд руб.), поддержка экономически значимых программ (20,9 млрд руб.), субсидирование части процентной ставки по инвестицион­ным кредитам (41 млрд руб). Динамика роста годового ресурсного обеспечения отрасли с 2008 по 2013 г. выросла с 206,8 до 5084 млн руб.

— Расскажите, пожалуйста, о госу­дарственной поддержке животноводст­ва в целом.

— В 2013 г. из федерального бюд­жета выделялись средства по девяти направлениям. Суммарный лимит — 75,3 млрд руб. Фактически объем финан­сирования составил 74,8 млрд руб., при­чем уровень освоения средств был самым высоким за последние годы. Напомню, что государственная про­грамма на 2008–2012 гг. предусматри­вала инвестирование в развитие всего АПК лишь 90 млрд руб. Таким образом, как бы ни критиковали Минсельхоз России за ту ситуацию, которая сегодня сложилась на рынке финансов, за раз­рыв между необходимым и реальным субсидированием процентных ставок по инвестиционным кредитам, прирост объемов поддержки отрасли довольно существенный.

— Какие проблемы в животноводстве, по мнению руководства Минсельхоза России, нужно решать в первую очередь?

— Это низкий уровень технической и технологической оснащенности отрас­ли, ее невысокая инвестиционная при­влекательность, а также отсутствие стабильной политики предоставле­ния долгосрочных кредитных ресур­сов. Мы до сих пор ведем полемику по этому вопросу. Госпрограмма развития сельского хозяйства декларирует субси­дирование процентной ставки по кре­дитам. Но из-­за недостаточно четкого администрирования при утверждении проектов для господдержки склады­вается ситуация, когда необходимые средства на их финансирование сущест­венно превышают возможности бюдже­та. Проблема не оставлена без внима­ния, Минсельхозу России предписано решить вопрос выполнения финан­совых обязательств по утвержденным проектам до первого квартала 2015 г. Но откладывание на такой долгий срок приведет к замораживанию инвестици­онной активности, что крайне нежела­тельно. Нам предложили перераспре­делить уже выделенные для поддержки средства между разными направлени­ями, но это — не лучший выход. Мы намерены добиваться дополнительных средств из бюджета.

В числе других проблем — слабое развитие социальной сферы села и низкий уровень зарплат. Успехи в сви­новодстве и птицеводстве во многом обеспечены близким расположени­ем предприятий к городской инфра­структуре. В молочном скотоводстве это невозможно, и задачу его разви­тия нельзя рассматривать в отрыве от социальных вопросов. Острой остает­ся нехватка высокопрофессиональных кадров, недостаточны качественные показатели (продуктивность, средне­суточный привес, выход молодняка на 100 маток), высоки затраты на единицу продукции. К списку проблем добави­лось и снижение уровня таможенно-­тарифной защиты после присоедине­ния России к ВТО.

С учетом этих трудностей мы долж­ны постоянно корректировать меры государственной поддержки — совер­шенствовать существующие и вводить новые. Минсельхоз России в ближай­шее время отчитается по выполнению программы. Будет представлен доклад на заседании Правительства РФ, по итогам которого возможно внесение поправок в федеральный бюджет.

— На что будет направлена такая кор­рекция?

— Прежде всего на поддержание инвестиционного климата. Это про­лонгация инвестиционных кредитов на срок до 15 лет в первую очередь в молоч­ном скотоводстве. Мера должна рас­пространяться и на проекты в мясном скотоводстве, реализованные до 2013 г.

Продолжаются дискуссии об эффек­тивности субсидирования производства молока. Однако по итогам 2013 г. сред­ний фактический показатель содер­жания жира в молоке, принятом к субсидированию, составил 3,15%, белка — 3,09%. Повысилась и выработ­ка продукции высшего сорта.

Кроме того, мы должны отбирать для финансирования новые инвести­ционные проекты по молочному ското­водству и сохранить до 2015 г. поддерж­ку уже реализуемых в свиноводстве и птицеводстве на территориях, где объем производства продукции этих отраслей в расчете на душу населения ниже сред­него по стране.

Важным остается выделение средств на развитие нетрадиционных направ­лений птицеводства (выращивание индейки, уток, гусей) и тех видов животноводства, которые хоть и не дают ощутимого вклада в производство продукции, но обеспечивают заселение территории страны. Я говорю об олене­водстве и подобных отраслях. Побывав на севере России, я понял, насколько тяжело было бы европейскому человеку жить в тех условиях, а тем более разво­дить животных. На это способны толь­ко родившиеся и выросшие там люди. Для них выращивание оленей — часть жизненного уклада, и исчезновение этой отрасли приведет к опустынива­нию местности.

— Владимир Витальевич, спасибо за беседу.

Дата публикации: 19.06.2014 04:58:00
Дата последнего изменения: 20.06.2014 13:13:24

Источник: Животноводство России


  
План деятельности Минсельхоза России на 2016 - 2021 годы Государственная программа на 2013-2020 годы Госпрограмма развития рыбохозяйственного комплекса
 
Президент России Федеральное собрание Российской Федерации Правительство Российской Федерации Верховный суд Российской Федерации
Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров Информация о государственных (муниципальных) учреждениях Росагропромсоюз Объединенная зерновая компания
Профсоюз работников АПК России Совет ветеранов Минсельхоза России Агро-ТВ Росагролизинг
Россия, 107139
Москва, Орликов переулок, 1/11
Справочная служба
тел. +7 (495) 607-80-00
факс. +7 (495) 607-83-62
email: info@mcx.ru
Интернет-портал Министерства Сельского хозяйства Российской федерации
Все права защищены

Схема проезда
©2002-2017