www.mcx.ru / Главная / Пресс-служба / Публикации 26.05.2020
расширенный поиск
версия для печати


Птица нашего полета  |  «Санкт-Петербургские ведомости»

Новую нишу на рынке осваивают «малые» хозяйства Ленинградской области

Птичку расселили в старых коровниках. Буренок в совхозе «Федоровское» уже нет. Как, впрочем, и самого совхоза – давно обанкротившегося и почившего в бозе. Хозяйство развалилось, осиротевшие «коробки» скотных дворов остались. Но, как известно, свято место пусто не бывает. Пришли предприимчивые люди, реконструировали дворы. Завезли домашнюю птичку – не какую-то там курицу, а индеек. И стали коровники производственной площадкой агропредприятия с гордым названием «Конкорд». На сегодня самой крупной в нашем регионе компании по производству мяса индейки.

 Пришел, увидел... растерялся?

Сказка-то, конечно, скоро сказывается. Прямо-таки «пришел, увидел, победил». У наших аграриев, затевающих новое и вроде бы на все сто процентов перспективное дело, немножко другой расклад: «Пришел, увидел... растерялся».

Первые «желания» фермеров Ленинградской области разводить индеек были озвучены еще лет десять назад. У некоторых и дела поначалу складывались вроде бы успешно. Закупили индюшат, выкармливали-выращивали, первые партии тушек отправили в торговую сеть...

Журналистская братия таких, отчаянных, взяла на заметку. Это же почти сенсация! Индюков в «промышленных масштабах» в наших краях еще не разводили. И вот, помнится, однажды мы с коллегами отправились на разведку, чтобы не понаслышке обо всем знать, а собственными глазами увидеть.

Фермер был, ферма имелась, индюков не обнаружилось. Индеек – тоже. «А-а-а, вы про птичку... – хозяин почесал в затылке. – Так мы месяца три назад последнюю съели... Давайте я вам лучше поросят покажу. Поменял я, так сказать, производственную ориентацию...»

Потом хозяин пустился в долгие разъяснения специфики индюшачьего производства, его неэффективности «в данных экономических условиях», рассказал о дорогих кормах и проблемах инкубации индюшиного яйца... И закончил патриотичным: «Индейка – птица не нашего полета! Ее американцы «придумали» для своего Рождества и Дня благодарения. Вот пусть и едят свою птичку!».

Сенсация тогда накрылась медным тазом. И, честно говоря, лезть в птицеводческие изыскания малого (читай – фермерского) агробизнеса уже не очень хотелось. Тут еще и представители большого птицеводческого (сиречь – куриного) бизнеса свою экспертную оценку малому давали: мол, фермерское птицеводство с его «нетрадиционной птицей» – гусями/утками/индейками/цесарками – никогда не станет конкурентоспособным. Если у кого и есть перспективы роста, так это у «перепелочников». То есть у тех, кто разводит перепелов. Яйцо этой птички на потребительском рынке востребовано, а тушки перепелов – товар премиум-класса, деликатесный. И в большинстве своем уходят в дорогие рестораны и кафе.

Эксперты – люди, конечно, знающие. Но иногда надо иметь и собственное «экспертное» мнение.

У Аслана Анатольевича Тумова, владельца фермерского хозяйства в Тосненском районе, десять лет назад тоже были «птицеводческие задумки». Однако нырять с головой в птичий омут не спешил. Изучал рынок: предложения, спрос, цены... И по его «экспертному мнению» выходило, что перепелиная ниша уже занята, на гусятину и утятину – спрос сезонный, в основном зимний, к праздникам. Цесарки для обывателя вообще экзотика. Остаются индейки.

Но рынок завален импортной индюшатиной. Вопрос: какой? Ответ простой: замороженной. Впрочем, даже такой «анабиозный» товар – в повседневном, вне зависимости от сезона, потребительском спросе. Охлажденное же мясо индейки – почти в дефиците... Но именно в нем, охлажденном, все диетические полезности и сохраняются.
Вот она – продовольственная ниша!

«Каннибал» с подрезанным клювом

Выпускнику зооинженерного факультета Аграрного университета, а потом и его аспиранту Аслану Тумову пророчили другую «нишу» – в аграрной науке. Уже была готова к защите диссертация. Тема: «Реализации генетического потенциала быков-производителей голштинской породы».

Где бык, а где индейка... У каждого свой разворот в жизни может случиться.

Модернизация старых коровников экс-совхоза «Федоровское», подготовка их к новой производственной деятельности шла параллельно с поиском будущих «поселенцев» – высокопродуктивной птицы.

Искать надо было где-то в очень дальнем зарубежье. Хотя справедливости и «патриотичности» ради нелишним будет вспомнить, что разведением новых пород индейки занимались и ученые-селекционеры Советского Союза. Так появились «белая московская», «московская бронзовая», «белая широкогрудая», «тихорецкая черная» и прочие... И опыт по созданию в стране птицеферм по разведению этой птички был. Правда, случилось это в далекие уже 60-е годы прошлого века. И просуществовали фермы недолго.

«Своих» птичек Тумов со специалистами нашли в Канаде. И даже не птичек, а индюшиное яйцо, из которого должны были вылупиться птенцы тяжелого кросса But Big-6.

Для тех, кто еще не знает: кроссом в птицеводстве называются гибриды пород и линий домашней птицы. Получение кроссов (от английского cross – «скрещивание») проводится в рамках строго прописанных довольно сложных правил. Процесс получения кросса именуется кроссбридинг.

Есть легкие кроссы, средние и тяжелые. Не будем заморачивать себе голову двумя первыми, но отметим, что тяжелый кросс But Big-6, отличающийся высокой мясной скороспелостью, – одна из самых востребованных пород в мировом промышленном производстве индейки.

Теперь следим за... географией. Изначальная родина индюшиного кросса But Big-6 – Англия. Потом он распространился по миру. Птица индюшиных ферм Канады производит яйцо, предназначенное для инкубации – то есть для выведения птенцов. Это яйцо отправляют в инкубаторы Европы. В частности, в Польшу. И вот уже из Польши птенцов, получивших необходимые прививки от болезней, дебикированных, привозят в хозяйство Аслана Тумова. Таким образом, прибывают они на новое место жительства всего лишь в двухсуточном возрасте.

Для любопытствующих: что значит «дебикированные». Индюк-самец – птица агрессивная. Вся его кровожадность, оказывается, в... клюве. Чтобы поумерить «каннибальский» пыл птички, индюшатам-«мальчикам» кончик верхней части клюва прижигают лазером. Со временем обработанная часть клювика сама по себе отпадает, клюв становится закругленным, безопасным.

Потом, когда взрослые птицы будут содержаться в общей стае – индюки с индейками, – именно по дебикированному клюву можно распознать самцов.

Сегодня общее поголовье птицы в индюшином хозяйстве «Конкорд» насчитывает 80 тысяч особей. Из них 20 тысяч – птенцы. Прибывший из дальнего зарубежья молодняк почти на месяц помещают на карантин – в модернизированные «под птицу» коровники, где, по забавному стечению обстоятельств, когда-то размещался молодняк крупного рогатого скота.

Потом подросших и окрепших перевозят на другую промышленную площадку, где птичка будет набирать вес. И «догонять» его до товарного.

Через тернии – к... прилавку

Вырастить индейку можно до размеров невероятных. В «Книге рекордов Гиннесcа» «засветилась» запеченная птичка весом без малого 40 килограммов.
Но нашим индейководам такие рекорды ни к чему. Своего товарного веса птица достигает через три-четыре месяца. Индюки к этому времени набирают примерно пятнадцать килограммов, самочки – семь. Если держать птицу дольше, то рентабельность производства уйдет в минус. Дорожает содержание переросшего поголовья, набор веса у птички замедляется, а мясо становится жестче.

Сегодня хозяйство производит 150 тонн готовой продукции в месяц. Образно говоря, «от птенчика до упаковки» – замкнутый цикл. В ассортименте – около двух десятков наименований готовой продукции. И вся она есть в торговых сетях. Только найти ее, к разочарованию потребителей, не так-то просто!

Попробовали было наши «индюшатники» напрямую работать с ритейлерами. Но наткнулись на такие жесткие условия и условности, что отступили. Было бы хозяйство предприятием большим, раскрученным, выдавало бы «на-гора» продукции раз в десять больше, может быть, и торговля была бы более благосклонной. Но по всем раскладам Тумов ведет малый бизнес. Ну и отношение к нему у всевластной торговли как к чему-то третьестепенному.
Пришлось искать посредников, давно проторивших путь к широким просторам гипер- и супермаркетов. И реализовать готовую продукцию под не совсем «родной» торговой маркой. Успокаивает одно: пометочка на упаковках – «Произведено в Ленинградской области» – все-таки присутствует.

Активное развитие рынка мяса индейки в России началось с появлением специализированных фабрик-комплексов. Сегодня работает около двух десятков крупных предприятий. Но большую часть рынка делят между собой пять основных производителей: «Евродон» (Ростовская область), «Егорьевская птицефабрика» (Московская область), «Краснобор» (Тульская область), «Сибирская губерния» (Красноярский край) и «Орловская нива» (Орловская область). На долю этих компаний приходится около 70% российского рынка охлажденного мяса индейки и полуфабрикатов.

Если в 2005 году объем отечественного производства индюшатины составлял всего 17 тысяч тонн, то в 2008-м он вырос на 64%, в 2010-м – на 47%, в 2011-м увеличился еще на 44%. И общий «вал» индюшиного мяса достиг 112 тысяч тонн. Развитие отечественного рынка тогда подстегнул уход с наших торговых площадок многих поставщиков замороженной птицы из дальнего зарубежья. На смену пришла отечественная «охлажденка».

Теперь же специалисты Национальной ассоциации в области индейководческого хозяйства (есть в России такая профессиональная организация) утверждают, что среднегодовое производство индюшатины в стране уже перевалило за 140 тысяч тонн. И обещают, что в нынешнем, 2014-м, году страну охватит «индюшиный бум».

К слову: гендиректор «Конкорда» – победитель всероссийского конкурса «Нациндейка-2013», который проводит упомянутая ассоциация. Его признали лучшим в номинации «Руководитель года». Официально – «за профессиональные достижения и эффективную инвестиционную политику по увеличению мощности предприятия».

Что касается увеличения мощности – то многое еще впереди.

Кастинг пернатых

В окрестностях деревни Новая Тосненского района на 38 гектарах хозяйство подготовило площадку под строительство современного комплекса по разведению индейки. Уже в нынешнем году планируется возвести три птичника, а всего их будет восемнадцать.

Современное оборудование позволит свести к минимуму контакт человека с птицей, что требуют и международные нормы. Вся система жизнеобеспечения «поселенцев» будет автоматизирована (в старых дворах птичку кормят вручную). В комплексе предусмотрены также цех убоя и переработки продукции.

Эти производства и другие вспомогательные объекты откроют вакансии примерно для двухсот работников, что очень важно для сельской «безработной» местности. Сейчас в агропредприятии трудятся около пятидесяти человек.

С вводом в эксплуатацию новых птичников выход продукции вырастет в 2,5 раза.

Все это масштабное строительство оценивается в 450 миллионов рублей. С инвестициями отчасти поможет областной бюджет. С 2010 года в Ленобласти реализуется целевая программа «Развитие малых птицеводческих ферм». Для ее координации создана управляющая компания «Северная ферма».

По словам директора компании Александра Назаровича Сахатова, сама идея программы состоит в том, чтобы, с одной стороны, поддержать малые формы хозяйствования на селе, с другой – занять ниши по производству разных видов птичьего мяса (индейки, утки, гуся, перепелов). Сейчас в программе участвует 22 хозяйства из разных районов области. Только в прошлом году открылись три новые фермы – в Лужском, Кингисеппском и Тихвинском районах. Прирост поголовья составил 103 тысячи голов птицы.

Большая часть «малых» птицеводов отдала предпочтение все-таки индейке. Исходя из довольно-таки простого экономического расчета.

Выращивание индейки считается высокорентабельным бизнесом. По скорости прироста живой массы эта домашняя птичка превосходит и кур, и уток, и гусей. Выход мяса у индеек на 10% выше, чем у цыплят-бройлеров, а затраты корма на 1 килограмм съедобных частей тушки на 15 – 20% ниже, чем в бройлерном производстве.

Ко всему прочему мясо содержит много белка и мало жира, минимальное количество (по сравнению с другими пернатыми) холестерина. Есть только один минус – привередливость молодняка к кормам: первые три недели треть рациона должен занимать протеин. Именно на этом, говорят, и сыплются, сходят со взлетной полосы многие начинающие индейководы.

Старт индюшиного «Конкорда» Аслана Тумова был успешным. Полет проходит в штатном режиме. Набор высоты продолжается.

Татьяна МАРЬИНА
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Самой «индейколюбивой» страной считают США. Однако по объемам потребления на душу населения (8 — 9 килограммов) пристрастие к мясу этой птицы с американцами делят Франция, Италия, Великобритания, Канада и Нидерланды. Больше всего «индейколюбов» в Израиле. Там на каждого едока приходится по 15 килограммов мяса индейки.
Каждый среднестатистический российский едок съедает пока не больше одного килограмма индюшатины в год.

Дата публикации: 17.05.2014 04:01:00
Дата последнего изменения: 17.05.2014 04:01:00

Источник: Санкт-Петербургские ведомости


  
План деятельности Минсельхоза России на 2016 - 2021 годы Государственная программа на 2013-2020 годы Госпрограмма развития рыбохозяйственного комплекса
 
Президент России Федеральное собрание Российской Федерации Правительство Российской Федерации Верховный суд Российской Федерации
Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров Информация о государственных (муниципальных) учреждениях Росагропромсоюз Объединенная зерновая компания
Профсоюз работников АПК России Совет ветеранов Минсельхоза России Агро-ТВ Росагролизинг
Россия, 107139
Москва, Орликов переулок, 1/11
Справочная служба
тел. +7 (495) 607-80-00
факс. +7 (495) 607-83-62
email: info@mcx.ru
Интернет-портал Министерства Сельского хозяйства Российской федерации
Все права защищены

Схема проезда
©2002-2017